Методическая копилка

Самоанализ занятия

  1. Соответствие поставленных на занятии задач.

Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей …(старшего) дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (конкретно); развивающей (конкретно); и воспитательной (конкретно).

  1. Создание условий для проведения занятия.

Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему… (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались … . С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).

  1. Соответствие структуры занятия его задачам.

Структура занятия соответствовала его задачам. Как реализовывалась обучающая задача? На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей. Ассоциативное мышление развивалось в игре … . Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовало использование … . Воспитательная задача решалась … .

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода.

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия и т.д.).

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности (каких именно). Благоприятному эмоциональному климату способствовали … . Выполнению требований безопасности способствовало … .

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: конкретно как была организована работа (какие приемы использовались) с детьми, имеющими холерический темперамент, детьми-флегматиками, детьми-меланхоликами, неуверенными в себе, застенчивыми детьми. Отмечается использование индивидуальных заданий (чему это способствовало), дифференцированных заданий (по какому принципу были подобраны, чему это способствовало).

  1. Использование разнообразных форм организации воспитанников на занятии.

На занятии предусмотрены (формы организации детей), каким образом эти формы реализовывались и чему способствовали.

Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

  1. Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.

На занятии были использованы … методы, что способствовало … . Для активизации мышления использовались … .

В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: … .

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в … .

  1. Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми (конкретно как она реализовывалась).

  1. Анализ деятельности воспитанников на занятии.

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОВЕДЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

  1. Соответствие поставленных на занятии задач.

Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизировать представления о зиме, о жизни животных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период).

  1. Создание условий для проведения занятия.

Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий (мяч, картинки с изображением различных животных и птиц, различные предметы для игры «Теремок», карандаши, бумага). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Зима» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия серии «Умней-ка», «Мои первые уроки», «Экологическая мозаика» А.А. Петрикевич, «Мир вокруг меня» Д.Н. Дубининой. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).

  1. Соответствие структуры занятия его задачам.

Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систе­матизировались представления о сезонных изменениях в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в по­рядке очерёдности, а выборочно. Ассоциативное мышление развивалось в игре «Теремок», упражнении «Умный карандаш», на физкультминутке. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовала игра «Закончи предложение», ориентированию на листе бумаги — упражнение «Умный карандаш». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия.

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода.

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов); при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, в играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение» стояли в кругу, в игре «Угадай-ка» сидели за столами, при решении проблемных вопросов стояли на ковре, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в игре «Теремок» последовательно переходили с одного места на другое и т.д.

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

Расположение карандашей в специально предусмотренных контейнерах позволило выполнить правила безопасности во время проведения упражнения «Умный карандаш».

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. При подборе картинок к игре «Угадай-ка», предложений в игре «Закончи предложение» были дифференцированы задания для детей с учётом уровня их развития.

  1. Использование разнообразных форм органи­зации воспитанников на занятии.

На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей.

В играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», «Теремок», упражнении «Умный карандаш» стимулировалась активность каждого ребёнка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. При прочтении стихотворения, решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

  1. Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.

На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса.

Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов.

Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.

В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово.

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания), в обеспечении выбора материала в игре «Теремок», изображения в игре «Умный карандаш», права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия

  1. Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.

У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности.

  1. Анализ деятельности воспитанников на занятии.

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.

свернуть

Методы и приёмы обучения как способ реализации программного содержания

Метод обучения – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Метод обучения включает:

- обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала);

- организацию активной учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Метод обучения - способ обучающей работы воспитателя и организации учебно-познавательной деятельности воспитанников по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Иначе говоря, каждый метод обучения состоит из целой совокупности методических приёмов.

Занятие - это система действий, в которой и действие педагога, и действие ребенка подчинено определенной задаче.

При выборе методов и приёмов обучения следует учитывать:

- требования к методам обучения;

- критерии выбора методов обучения и способов их реализации на планируемом занятии.

Требования к методам обучения:

- должны способствовать активности детей в учебном процессе;

- обеспечивать понимание ими изучаемого материала.

Выбор методов и способов реализации определяется целями занятия.

Методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

Наглядные методы обучения - методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы:

– наблюдение;

– рассматривание картин;

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

Практические методы направлены на формирование практических навыков:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Словесные методы:

- рассказ воспитателя (основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях);

- рассказы детей (этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей);

- чтение художественных произведений детям (направлен на расширение, обогащение знаний детей об окружающем, на формирование способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, на формирование понимания основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков);

- беседы (применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации).

По дидактическим задачам: предварительные и обобщающие.

Форма обучения - специально организованная деятельность.

В учреждении дошкольного образования используются следующие формы организованного обучения:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

Внутренняя логика и структура занятий представлена в его основных частях:

1) начало,

2) ход,

3) окончание.

Дидактические задачи начала занятия:

- вызвать интерес к содержанию занятия;

- собрать внимание детей;

- раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей.

Методы руководства деятельностью воспитанников на занятии:

- методы, направленные на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

- методы, направленные на расширение знаний;

- методы, направленные на обобщение, закрепление и применение материала.

При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст воспитанников. Важно активизировать умственную активность воспитанников и их самостоятельность.

Умственная активность вызывается, прежде всего, доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта воспитанников.

Самостоятельная деятельность воспитанников организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности.

При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими воспитанниками, побуждает их к эмоциональной оценке занятия.

В заключение дается и оценка деятельности группы в целом.

свернуть

Особенности проведения занятий по образовательной области «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

На основе учебной программы дошкольного образования, содержания образовательной области «Элементарные математические представления», с учетом особенностей детей и уровня их развития, педагогический работник определяет содержание каждого конкретного занятия, четко и лаконично формулирует его задачи. На занятиях, кроме образовательных, обязательно ставятся развивающая и воспитательная задачи.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Часть занятия, как его структурная единица, включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т.д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части.

Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки. Показателем необходимости физкультминутки является двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.

Наибольшее эмоциональное воздействие на детей оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Можно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений. Например, сделать столько и таких движений, сколько скажет педагог; подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т.д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию – обучающую.

Дидактические игры, которые предполагают разную степень подвижности детей в ходе их проведения, также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

  • занятия в форме дидактических игр;
  • занятия в форме дидактических упражнений;
  • занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия педагог активно руководит процессом усвоения воспитанниками навыков.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Педагог пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Педагог применяет приемы прямого обучающего воздействия: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т.д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т.д.), в старшем возрасте – практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) итоговые занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач, следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их педагог учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности.

Периодически (в конце месяца, квартала, полугодия, года) проводятся итоговые занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. На основе таких занятий успешнее проводится индивидуальная работа с отдельными воспитанниками, дополнительная работа со всей группой, подгруппой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых – выявить сформированность знаний, умений и навыков, закрепить полученные знания. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми.

Комбинированные занятия по ЭМП наиболее распространены в практике работы дошкольных учреждений. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3 – 5 минут от начала занятия и заканчивать на 15 – 18 минуте). Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т.д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.

На занятиях ЭМП используются организационные приемы активизации внимания и мышления: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.

Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разнообразными приемами активизации, которые в свою очередь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала.

К ним относятся:

- умелое применение дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения;

- опора на имеющийся опыт детей;

- доступная мотивация дидактических упражнений;

- творческий характер некоторых заданий;

- применение специальных средств активизации речевой деятельности.

При изучении нового материала, первоначальном усвоении практических действий (счета, измерения, вычислений) речь ребенка включается непосредственно в процесс выполнения задания или следует за ним. Воспитанникам предлагается по вопросам рассказать, что они сделали, как выполнили задание, для чего. В дальнейшем задавать вопросы, предлагать учебные задания надо таким образом, чтобы дети вынуждены были рассуждать, объяснять, пользуясь усвоенной терминологией: «Расскажи, как выполнял задание», «Что узнал, выполнив задание?», «Для чего разложил предметы в два ряда?», «Докажи, что числа 3 и 4 не равны», «Расскажи, как можно сравнить эти предметы».

Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении.

Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации.

Обратите внимание! Эффективность и продуктивность занятий по ЭМП во многом зависит от правильно организованной, целенаправленной познавательной деятельности вне занятий, которая является эффективной формой развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны воспитанников, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного.

Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с обучением на занятиях.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях.

свернуть

Требования к профессиональной деятельности претендента на высшую квалификационную категорию

07.09.2016

В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

- имеет высокий уровень научно – теоретический подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;

- владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;

- владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;

- создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты; программы; методики и др.);

- владеет современными педагогическими технологиями;

- проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;

- использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель – методист»составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности – модель занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленной описание опыта и приложения к нему.

При оценке  представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

  • согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

-обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

- конкретность, диагностичность поставленной цели;

- направленность задач на реализацию цели;

- отражение степени достижения поставленной цели;

  • сущность опыта:

- степень обобщения и систематизации представленных материалов;

- конкретизация опыта разработанными автором материалами;

- описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

- обоснование ( теоретическое и практическое) опыта, качество приложений;

  • результативность, эффективность опыта:

- выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; 

- доказательность результатов;

- определение условий, способствующих  и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

  • методический уровень описания опыта:

- ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

- подготовленность опыта для распространения в педагогической среде;

  • защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):

- эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия);

- проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).

        Примерная структура описания педагогического опыта

1. Информационный блок

        1.1.Название темы опыта

        1.2. Актуальность опыта

        1.3. Цели опыта

        1.4. Задачи опыта

        1.5. Длительность работы над опытом

2. Описание технологии опыта

        2.1.Ведущая идея опыта

        2.2.Описание сути опыта

        2.3. Результативность и эффективность опыта

3. Заключение

Приложения

Список литературы

свернуть