Методические материалы

Аналитическая справка о промежуточных результатах творческого проекта «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма» за 2021/2022 учебный год год

Общие данные.

Полное наименование государственное учреждение образование «Ясли-сад      № 76 г. Витебска».

Тема «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма».

Сроки реализации: 2021-2023 годы.

Руководитель проекта: Степанчук Ольга Васильевна

Консультант проекта: Шарай Инна Ивановна

         В состав инновационной группы в 2021/2022 учебном году входят 3 воспитателя дошкольного образования: 1 имеет первую квалификационную категорию, 1 имеет вторую квалификационную категорию, 1 молодой специалист, руководитель физического воспитания имеет высшую квалификационную категорию, педагог-психолог имеет вторую квалификационную категорию, музыкальный руководитель имеет высшую квалификационную категорию, воспитанники средних групп, в количестве 51 человек, законные представители воспитанников.

Введение.

         Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность воспитанников  в активной деятельности в рамках оздоровительной работы учреждения дошкольного образования, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм.

Цель проекта: создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма.

Задачи проекта:

совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт; развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста;

способствовать развитию психических процессов, формировать межличностные, в частности, дружеские отношения детей дошкольного возраста в процессе игровой туристической деятельности;

заинтересовать родителей детским туризмом, как средством воспитания здорового ребёнка;

формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью;

воспитать любовь и эстетическое отношение к природе;

разработать систему взаимодействия всех участников образовательного процесса в процессе организации детского туризма.

В инновационной группе работают творческие, заинтересованные в решении проблемы педагогические работники, которые постоянно следят за передовым педагогическим опытом, стремятся внедрять его в практику своей работы.

Доминирующими мотивами положительного отношения к инновационной деятельности являются:

  1. Мотив заинтересованности и увлечённости данной проблемой, потребность в самореализации, в успехе;
  2. Практическая значимость исследований, их полезность в профессиональной деятельности педагогических работников;
  3. Стремление к повышению профессионального уровня педагогических работников по теме инновационного проекта.

        Механизмом управления инновацией, оценкой эффективности и развития деятельности являются активные формы самоорганизующей деятельности. Руководителем проекта осуществляется коордиционная работа в рамках проекта: рассматривается вопрос на совете учреждения, заседании педагогического совета, проходят заседания по планированию деятельности участников образовательного процесса в 2021/2022 учебном году в рамках реализации проекта. Для оперативного и стратегического управления 2 раза в месяц администрацией запрашивались дневники педагогов – инноваторов, проводились инструктивно-методические совещания.

Оценка эффективности инновационной деятельности учреждения образования осуществлялась по нескольким направлениям:

  1. Качество образовательного процесса.
  2. Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогических работников.
  3. Качество управления инновационным процессом в учреждении образования.
  4. Повышение профессионального роста педагогов.

В учреждении образования созданы необходимые условия для реализации инновационного проекта.

Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, наклонные доски, шведская стенка, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, скакалки, обручи и др. Спортивная площадка оборудована: полосой препятствий, ямой для прыжков, мишенью для метания. Для развития координационных умений имеется бревно, лабиринт. Для развития силы и выносливости - турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, веревочная переправа. Для отработки прыжков - прыжковая яма, разметка. Для метания на территории учреждения образования предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. По периметру, вокруг учреждения дошкольного образования, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции. Экологические объекты для наблюдений также расположены по всей территории учреждения образования и представлены видовым разнообразием деревьев и кустарников, различными цветниками, огородом, зеленой аптекой, скворечниками. Поэтому эколого-туристические маршруты по территории нашего учреждения разнообразны и имеют разные степени сложности.

         На игровых участках оформлены тематические веранды с указателями. Оформлена туристическая веранда, на которой находится оборудование и снаряжение для туризма, оформлены игры туристической направленности.

Научно-методическое обеспечение проекта осуществляется под руководством методиста дошкольного образования УО «Витебский областной институт развития образования» Шарай И.И. Консультант проекта регулярно проводил для педагогов-инноваторов индивидуальные консультации по теме: «Общие подходы к подготовке отчётных материалов по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта», интерактивные консультации.

         Развитию профессиональной компетенции и инновационной культуры педагогических работников способствовали современные формы работы: консультационный пункт, семинары по профессиональным затруднениям по реализации проекта, конкурсы - презентации методических наработок по теме: «Туризм-дорожка к здоровью».

         Информационное обеспечение осуществлялось через расширение виртуального образовательного пространства учреждения образования:

- вопросы инновационной деятельности транслируются через сайт учреждения образования, все материалы находятся в рубрике «Наши проекты». В новостной ленте размещена информация о мероприятиях в рамках проекта.

         Обеспечено и психолого-педагогическое сопровождение участников инновационной деятельности согласно плану психолого-педагогического сопровождения программы реализации инновационной деятельности. Проведена диагностика по выявлению «Профессиональные затруднения участников инновационной деятельности» (сентябрь 2022 года). В мае 2022 года планируется проведение экспресс-опроса «Исследование удовлетворённости педагогических работников и законных представителей воспитанников образовательным процессом и результатом инновационного проекта».

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта.

Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом инновационной деятельности по созданию системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма на 2021/2022 учебный год.

         Инновационная деятельность в работе с воспитанниками осуществлялась в различных организационных формах, были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения детей дошкольного возраста элементам туризма:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);

- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);

- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);

- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).

Чтобы процесс обучения для воспитанников был активным, интересным и результативным беседы чередовались с практическими заданиями в игровой форме: назначение карты; простейшие топографические знаки; условные запрещающие и разрешающие знаки; оказание первой медицинской помощи и другое.

         С целью усвоения информации при составлении плана нашего учреждения образования, карты-маршрута, знакомство с топографическими знаками воспитанники используют зарисовки, элементы визуализации «Скрайбинг-технологии». Для достижения поставленных задач были разработаны:

- серии сюжетно-ролевых игр туристической направленности;

- игры с туристической направленностью;

- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);

- карта маршрута по территории учреждения дошкольного образования;

- карты туристических походных маршрутов за пределы учреждения образования (лесной массив «Лучёса», «парк «Мазурино» и т.д.)

- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);

- презентации: Правила поведения на природе и т.д.

         В рамках инновационного проекта в 2021/2022 учебном году были реализованы следующие проекты: «Туризм – это интересно», «Туризм – средство оздоровления и приобретение навыков безопасности». Участники проекта собрали и оформили богатый материал об особенностях туристической деятельности, сценарии спортивных мероприятий с элементами туризма.

Изучив теоретическую часть данной темы мы с воспитанниками осуществляем туристические походы и походы-прогулки на территории учреждения дошкольного образования. Поскольку туризм всесезонен проводим мероприятия туристической направленности во все времена года: «Мой весёлый рюкзачок»; «Собираемся в поход», «В гости к царю»; «За здоровьем на природу»; «Мы – туристы».

         В соответствии с календарным планом работы с законными представителями и воспитанниками организовываем туристические походы, лыжные прогулки выходного дня за пределы учреждения дошкольного образования: пешая прогулка по городу Витебску, туристический поход в лесной массив Лучёса, лыжная прогулка в парк Мазурино, зимний поход в лесной массив Лучёса.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

  • «Витьбичи»(№20 от 20 февраля 2021 года), статья «Лыжная прогулка»
  • «Витьбичи» №133 от 20.ноября 2021 года) статья «Как малыши в гости к лесному царю ходили»

Результаты проекта.

Результатом третьего года работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма стало:

-создание туристического комплекса «Верёвочный городок», который включает в себя туристическое оборудование: «Паутина», «Паук», «Бревно», «Мост», «Тарзанка», «Змейка», «Тоннель». Для занятий на «Верёвочном городке» приобретено необходимое туристическое снаряжение;

-сплочение детского и взрослого коллектива;

-положительная динамика состояния здоровья воспитанников. Уровень заболеваемости снизился на 0.2%.

         Выше изложенное доказывает эффективность использования детского туризма в оздоровлении воспитанников и свидетельствует о целесообразности его продолжения. Дальнейшая реализация инновационного проекта по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма будет предусматривать:

-сотрудничество законных представителей воспитанников и учреждения дошкольного образования в решении проблемы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

-в рамках обмена опыта работы по туристической деятельности взаимодействие с учреждениями общего среднего образования;

-трансляция передового опыта по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма среди учреждений дошкольного образования Первомайского района г. Витебска;

-создание сборника методических наработок «Практика государственного учреждения образования «Ясли-сад №76 г. Витебска» по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туриз

свернуть

Аналитическая справка о промежуточных результатах творческого проекта «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма» за 2020/2021 учебный год год

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию воспитанников.

Вопросы активизации двигательного режима и познавательного развития на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, туристская прогулка, прогулка-поход используются в детском саду пока не достаточно эффективно.

Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой; войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком, а также способствует обогащению знании образовательных областей «Физическая культура», « Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество»:

Для повышения профессионального мастерства организована работа постоянно действующего круглого стола по определению деятельности, обсуждению вопросов и решению проблем, возникших в процессе работы по данной теме.

В основу методической работы положена идея непрерывного повышения квалификации педагогов-участников инновационной деятельности.

Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников проведён теоретический семинар «Организация туристических походов с детьми дошкольного возраста».

С целью оказания практической помощи педагогическим работникам проведен практический семинар «Разработка маршрутных карт и проведение пеших прогулок в учреждении дошкольного образования».

Структура методической работы представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: самообразование педагогов, повышение профессионального мастерства посредством участия в методических мероприятиях в учреждении образования, повышение квалификации в учреждении образования, которое обеспечивает организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

Эффективным механизмом включения педагогов в инновационную деятельность является педагогическое исследование, которое можно определить как платформу для формирования инновационно-педагогического опыта каждого участника.

Педагогические работники творчески и с соблюдением специфических санитарно-эпидемиологических требований проводят работу по оформлению участков. На территории учреждения дошкольного образования создана тропа, которая ведёт к верёвочному городку.

Научно-методическое обеспечение обусловлено активным сотрудничеством с консультантом проекта. Шарай И.И. присутствовала на заседании круглого стола во время обсуждения проблем, возникших в ходе работы над проектом: размещение верёвочного городка. Давала методические рекомендации при оформлении туристической веранды на территории учреждения дошкольного образования. Присутствовала на практических занятиях во время изучения территории.

Инновационная образовательная практика приобретает научно-ориентированный характер.

Слаженные организационно-методические мероприятия способствовали повышению профессионального мастерства педагогов, о чем свидетельствует инновационно-методический опыт, который был представлен на педагогическом совете, семинарах, на страницах сайта, в рамках взаимодействия в педагогических сетевых сообществах.

Для того, чтобы повысить интерес воспитанников к туристической деятельности мы использовали разные формы работы с воспитанниками как в специально организованной деятельности, так и в совместной деятельности педагогических работников и воспитанников, а также в самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, подвижные игры, развлечения, создание проблемных ситуаций, походы на территорию учреждения образования, выставка детских работ.

Для воспитанников средних групп № 2, № 4 оформили подписку журналов «Рюкзачок», «Рюкзачишка», в которых предлагаются упражнения, направленные на развитие основных графических навыков, на ориентировку на листе бумаги, игры-лабиринты.

Все мероприятия, проводимые в учреждении дошкольного образования по данной теме, были направлены на подготовку воспитанников к походам, которые проводились по мере освоения воспитанниками практических умений, необходимых в походе-прогулке.

На занятиях формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности.

В основу нашей работы было положено блочно-тематическое планирование. Все занятия по ознакомлению с туризмом и туристической деятельностью представлены занятиями познавательного характера, а также практическими занятиями.

  1. Блок – «Знакомство с туризмом». Первоначально было проведено познавательное занятие «Мы юные туристы», целью которого было дать первичные представления о туризме, туристах, туристических снаряжениях, его видах, специфике, вызвать интерес к занятию туризмом. Для этого мы использовали художественное слово, иллюстративный материал, презентацию. Для активизации воспитанников использовались дидактические игры практического характера («Кому, что нужно для похода», «Собери рюкзак»).

   2. Следующий блок занятий – «Туристическая символика», был представлен занятиями ознакомительного характера:

а) со знаками – «Туристические знаки» и «Топографические знаки». Цель этих занятий: знакомство с новыми знаками, закрепление их в различных дидактических играх.

б) о видах костра, целью которого было формирование знаний у воспитанников о видах раскладки костра, активизация словаря.

З. Блок занятий «Мы – туристы» – это практические занятия «Рюкзак и снаряжение», «Учимся быть туристами», целью которых было формирование знаний у дошкольников о видах раскладки костра, о содержимом рюкзака, активизация словаря, расширение представлений о туристических знаках.

На этих занятиях воспитанникам было предложено использовать различные практические упражнения по раскладке костра, сбору рюкзака, ориентирование по туристическим знакам. Особое внимание уделялось правилам безопасного поведения человека в природе (лесу), а также необходимость взаимопомощи между детьми в походе. Оказание первой помощи в походе.

Познакомили воспитанников с картой города, ориентированием по плану-карте.

  1. Блок – проведение спортивных развлечений с целью выявления подготовленности воспитанников к походам-прогулкам, а также для развития физических качеств. Для этого использовались различные эстафеты, задания, подвижные и дидактические игры туристической направленности.

Большое внимание нами уделялось формированию культуры поведения на улице, закреплению знаний безопасного поведения на улице. Целью работы в данном направлении являлось закрепление правил движения на улице, расширение знаний о дорожных знаках, о правилах поведения на природе.

Для воспитания дружеских отношений между воспитанниками, закрепления умения заботиться друг о друге, были проведены занятия «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Что такое хорошо – что такое плохо». Занятия носили практический характер: воспитанникам предлагались различные вопросы для рассуждения, дидактические игры проблемного характера («Найди правильный поступок»).

Для эффективности работы по вовлечению дошкольников в туристическую деятельность мы пересмотрели предметно-развивающую среду в группах, на игровых участках, которая является важнейшим средством формирования личности дошкольника.

В группах создан мини «уголок туриста», художественное оформление отвечает назначению, привлекает и заинтересовывает детей. В «уголке туриста» подобран дидактический и наглядный материал, который направлен на воспитание у детей потребности использовать свое свободное время для интересных, занимательных занятий. Оформлены дидактические игры: «Что такое хорошо – что, такое плохо», «Береги все живое», «Пора в поход», «Виды туризма», «Виды костра», «Собери рюкзак» и др. Представлены экспонаты, которые воспитанники используют в игровой деятельности.

Прежде, чем отправиться в поход, мы к нему тщательно готовимся.

За неделю до похода, вывешиваем объявление об участии в походе, указывая дату и маршрут похода. Далее определяем цель похода и разрабатываем маршрут (схему). Накануне, утром проводим тщательное изучение маршрута. При разработке маршрута продумываем остановки, на которых закрепляются ранее полученные знания, а также учитываются естественные природные условия (преодоление естественных и искусственных препятствий, наблюдения в природе, встреча с героями сказок, игры-соревнования, игровые упражнения, и т.д. в зависимости от цели похода).

С собой берем: аптечку, туристические коврики, воду, сухой паек (в зависимости от времени года).

Сбор воспитанников организуем на территории учреждения дошкольного образования после завтрака, и далее следуем по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода.

После похода воспитанники делятся своими впечатлениями, выражая их в своих рисунках. Оформляем выставку детских работ «Мы-туристы».

Важнейшим условием эффективной работы в учреждении дошкольного образования является установление доверительного делового контакта между семьей и учреждением образования, обеспечивающего возможность корректировать воспитательные позиции законных представителей воспитанников и педагогических работников.

Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В уголке для родителей размещены рекомендации, информационные листки по организации семейного туризма: «Что взять в дорогу?», «Как организовать привал?», «Как установить палатку?», «Как развести костер?», «Одежда и обувь туриста», «Как оказать первую помощь?», «Осторожно, клещи», «Ядовитые грибы и растения» и др.

Родители приглашаются на практические занятия по обучению воспитанников туристическим навыкам.

С целью эффективного взаимодействия с родителями мы использовали разные формы работы: консультации, родительские собрания, выставки сотворчества, выпуск газеты «Семейный поход». С целью ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, педагогические работники группы № 4 организовали совместно с воспитанниками и родителями экскурсию по городу Витебску.

Как результат нашей работы у воспитанников сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Что еще немаловажно: мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползание по наклонным поверхностям, спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Результатом системной методической работы стало создание на территории учреждения дошкольного образования маршрута, который ведёт к верёвочному городку, где созданы различные атрибуты для занятия туризмом.

Законные представители воспитанников познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий в учреждении дошкольного образования.

В рамках инновационного проекта осуществляется психолого-педагогическая помощь по следующим направлениям: диагностические и мониторинговые мероприятия; информационные мероприятия; консультирование (индивидуальное, групповое); сопровождение индивидуальных педагогических исследований участников инновационного проекта, помощь в выборе инструментария.

 

Подготовила: Боярова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

свернуть

Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу?»

Все мы – дети природы. С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности, что позволяет не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и т.д. Следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» – говорил И. С. Соколов-Микитов.

Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но, если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.

Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.

Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий! Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе!

Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное. Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел.

Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Для того, чтобы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали развитию мышления и чувств, необходимо в работе с детьми придерживаться трехфазной технологии: актуализация опорных знаний – «Это я знал» («Заяц осенью меняет цвет шерсти на белый»); осмысление основного содержания – «Вот это я узнал» («Крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют»); переосмысление полученной информации – «Это я хочу узнать» («Почему так происходит? Да потому, что климат Крыма таков, что снег бывает редко, а на серой земле белая шубка была бы слишком приметна для заячьих врагов»).

Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым.

У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т п.), необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно («Гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке» и т. п.).

Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное – заинтересовать ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.

Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.).

Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т д. Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе.

Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

 

Подготовила: Боярова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

свернуть

Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьёзное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учётом её интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию  такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костёр, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.

Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трёх-четырёхлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы. Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

  • оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
  • спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в горных маршрутах); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
  • развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные);
  • практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
  • эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встреча и общение с друзьями).

Программа похода должна быть составлена с учётом мнения большинства, а также интересов и возможностей детей.

В зависимости от способа передвижения, туристические походы с детьми-дошкольниками могут быть пешими, лыжными, велосипедными, водными (на лодках, байдарках, плотах, катамаранах) и комбинированными (автомобильно-пешеходными). Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем - велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка.

Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря.

Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.).

Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия. Существует множество видов рюкзаков: абалаковский, анатомический, велосипедный и т.п.

Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счёт выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж.

Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7-8 лет – до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребёнок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об ещё не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста.

Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твёрдые предметы не упирались в спину ребёнка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.

Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночёвках, а вот ширина – не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый (сокращенно – «пенка»). Положенный на снег или на мокрую землю, он не даст замерзнуть за счёт большого количества микропор с воздухом. Сложенный в рулон, он надёжно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легок в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночёвки в палатке подходит надувной матрац.

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, – одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент начала похода, но и возможность её изменения, особенно в случае многодневного похода.

Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. В тёплый период в многодневный поход обязательно берутся лёгкие спортивные тапочки, чтобы обеспечить отдых ногам и просушку «ходовой» обуви.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку – анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой-молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период – это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек.

Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п), но всегда предусматривается в утренние часы.

Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов. Однако существуют определенные нормативы, ориентированные на физически нормально развитого ребёнка. Так, считается, что общая протяжённость маршрута для детей трёх-четырёх лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет – 10 км. Зная своего ребёнка, родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки его возможностям.

Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придём? », «Долго ещё идти?», капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребёнка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п.

Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти взрослых и детей, если он превращается в весёлый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.

Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребёнку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребёнок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев).

А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитателей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие.

Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребёнка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендуется следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в палатке или под тентом, поможет сохранить силы ребёнка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное.

Время и способ возвращения домой планируются заранее, при этом возвращение должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

 

Подготовила: Боярова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

свернуть

Теоретический семинар «Организация туристических походов с детьми дошкольного возраста»

Цель: укрепление здоровья, развитие познавательной деятельности.

Задачи:

  • ознакомить с окружающим миром, его достопримечательностями, памятниками искусства и архитектуры;
  • решать задачи экологического воспитания: ознакомить с природой, воспитывать бережное отношение к ней, оказывать помощь в её охране и защите.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, важное место принадлежит туристским прогулкам. Программой определено их проведение, начиная со старшей группы, где дети «могут проводить пешеходные прогулки». Она включает в себя знакомство с окружающим миром, расширение кругозор детей, способствование воспитанию патриотических чувств и положительных черт характера. Организуя туристскую деятельность старших дошкольников необходимо изучить нормативные документы, познакомиться со специальной литературой.

Воспитателю целесообразно приобрести и практический опыт участия в походе, овладеть элементарными туристическими навыками: умение правильно уложить рюкзак, разжечь костёр, поставить палатку, сориентироваться на местности, предсказать погоду по народным приметам и т.д.

Настоящая походная деятельность для дошкольников ещё не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «поход». Каждая туристская прогулка ставит перед собой определённые задачи. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры.

Туристская прогулка может преследовать экологические цели: ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в её охране и защите. Но главной её целью и задачей всегда является оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80 % времени должны составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.д.

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов:

- возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности;

- состояние здоровья, вид туристской прогулки, погодные и климатические условия.

Проведению туристической прогулки предшествует определенная работа с детьми, с родителями, разработка маршрута, с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, формирование группы с учётом их физической подготовки, группы здоровья.

I. Организация туристской прогулки.

а) Подготовка к туристской прогулке. При подготовке к туристской прогулке большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви.

Одежда должна быть прочной, удобной, достаточно тёплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, немаркой, соответствовать сезону и не стеснять движений детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, т.к. оно хорошо впитывает влагу. Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребёнок, лучше на рифлёной, не скользкой подошве (можно использовать кеды, кроссовки). На ноги, даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, т.к. они хорошо впитывают пот, не натирают ноги, амортизируют. Нельзя допускать движения детей в мокрой обуви, т.к. это приводит к появлению потёртостей, а в холодную погоду – к простуде. Поэтому у каждого ребёнка должны быть запасные сухие чистые носки.

Не рекомендуется разрешать детям идти в поход в обуви на «босу ногу», т.к. это также приводит к образованию потёртостей.

б) Укладка рюкзака. Рюкзак для дошкольника следует выбирать в зависимости от его роста и физических возможностей.

Необходимо научить детей правильно укладывать рюкзак:

- расстегнуть карманы-клапаны, положить пустой рюкзак спинкой вниз: вдоль спинки и дна уложить одеяло так, чтобы на дне образовался мягкий валик;

- на дне разложить более тяжёлые предметы: обувь, игрушки и т.д.;

- в середину уложить продукты;

- сверху уложить запасную одежду и обувь;

- карманы рюкзака заполняются мелкими необходимыми в походе предметами;

- завязать и застегнуть рюкзак и карманы;

- надеть рюкзачок, проверить, удобно ли он уложен, отрегулировать длину лямок.

II. Движение на маршруте.

Организуя туристическую прогулку, нужно предусмотреть участие в ней не менее 3 человек:

- направляющий движение;

- замыкающий его;

- руководитель прогулки.

Структура прогулки:

  1. Построение, осмотр, проверка одежды и обуви, уточнение, всё ли взято, сообщение цели прогулки и правил поведения.
  2. Прохождение дистанции:

- впереди идут более ослабленные дети – они регулируют темп;

- сзади – более сильные дети, которые не позволяют колонне растянуться;

- дистанция между туристами на маршруте менее 7 метра, что позволяет каждому своевременно заметить препятствие;

- скорость движения в начале пути и после привала несколько меньше, она снижается и перед остановкой, чтобы перевести работу сердца и легких на более спокойный режим;

- темп движения регулируется в зависимости от уровня физической подготовки детей, он должен быть таким, чтобы в конце пути дети ощущали приятную усталость, а не изнеможение.

Показателем того, что темп, расстояние и скорость маршрута выбраны правильно, является поведение детей: подвижность, способность интересоваться окружающим, жизнерадостность, говорливость, желание двигаться дальше, играть в различные игры.

Об усталости говорят: молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы типа: «А когда мы придём?», «Скоро будем есть?» и т.д.

Хорошим показателем является частота сердечных сокращений, которая измеряется в начале пути, в середине, и в конце.

А) «Подгоночный» привал проводится через 5 - 10 мин, чтобы снять лишнюю одежду, сменить обувь (при необходимости), подогнать лямки рюкзака.

Б) «Промежуточный» привал – через 10 - 20мин.

В) «Большой» привал – организация отдыха детей, питание, развлечение.

Г) Общий сбор, возвращение детей в детский сад.

Д) «Промежуточный» привал – через 10 - 15 мин.

  1. Приход в детский сад, подведение итогов.

III. Питание в туристской прогулке.

Большое значение имеет питьевой режим, т.к. при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде.

Целесообразно во время движения предложить детям пополоскать рот и сделать 2-3 глотка.

Лучше утоляет жажду настой из ягод (шиповника, боярышника, черной смородины), трав (мяты) и др. Хорошо утоляет жажду и стимулирует работу организма изюм, который дети могут жевать во время движения. На промежуточных привалах – кислая карамель, т.к. при усилении дыхания увеличивается выход из организма кислот и повышается щёлочность тканей.

Организуя питание, следует предусмотреть фрукты, овощи, пряники. Особый интерес вызывает печёная картошка, приготовленная на костре. Горячую пищу в туристическом походе с дошкольниками готовить нецелесообразно.

IV. Организация привала.

Место для большого привала выбирают заранее, обеспечив безопасность детей. Хорошо, если взрослые установят палатку, чтобы дети почувствовали себя настоящими туристами.

V. Медицинский контроль.

Взрослые, сопровождающие детей в поход, должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую помощь.

В содержание походной аптечки должны входить:

  1. Вата стерильная.
  2. Бинты стерильные.
  3. Индивидуальный пакет первой помощи.
  4. Лейкопластырь.
  5. Бактерицидный пластырь.
  6. Йод.
  7. Раствор зелёнки.
  8. Марганцовка.
  9. Настойка валерианы.
  10. Нашатырный спирт.
  11. Жгуты и шины.
  12. Вазелин.
  13. Сода питьевая.
  14. Синтамициновая мазь.
  15. Свинцовая вода.
  16. Жгут резиновый.

Во время движения и на привалах необходимо следить за внешними признаками утомления детей, регулируя темп движения детей, не допуская переутомления.

С целью повышения интереса к занятию туризмом и закреплению приобретенных навыков применяются разнообразные формы организации детей:

- занятия-беседы, в коде которых дети получают знания о туризме и туристах, их правилах, знакомятся с туристским снаряжением, с простейшими топографическими знаками; узнают о Красной книге растений и животных,

- практические занятия, на которых дети овладевают умениями по укладке рюкзака, движению в соответствии с топографическими знаками, определению погоды по народным приметам;

- прогулки – недлительные путешествия детей, позволяющие на практике использовать знания и умения, полученные на занятиях;

- туристские слёты и спортивные праздники.

 

Подготовила: Боярова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

 

свернуть

Информация о ходе реализации творческого проекта «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма» в ГУО «Ясли-сад № 76 г. Витебска»

В период с сентября по декабрь 2019 года осуществлялась реализация подготовительного этапа проекта.

В августе месяце проведён организационный педсовет. Обсуждение вопроса повестки дня: «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма»».

Сформирована творческая группа, распределены функциональные обязанности между её участниками.

Подобран и разработан инструментарий для проведения диагностики профессиональной компетентности педагогов, участвующих в творческом проекте.

В августе месяце проведено анкетирование педагогов «Оценка удовлетворённости работой». Принимали участие 5 педагогов. Результаты опроса показали, что педагогические работники, задействованные в инновационном проекте, имеют высокий уровень проявления критериев профессиональной компетентности педагога-инноватора (75%), средний уровень (25 %), низкий уровень не выявлен.

С целью изучения потенциальных возможностей участников творческого проекта проведено анкетирование «Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации образовательного процесса». У 4-х педагогических работников выявлен высокий уровень профессиональной подготовки и компетенции педагога, что выражается в ценностном отношении к профессии; в высокой степени готовности к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. У 1 (одного) педагогического работника выявлен средний уровень профессиональной подготовки и компетентности педагога; в средней степени готового к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Проведена диагностика готовности педагогов к реализации творческого проекта, уровня профессионализма и компетентности воспитателей. Главной целью опроса являлось выявление творческого потенциала педагогов-участников творческого проекта. Результаты показали, что педагогические работники обладают теми качествами, которые позволяют им творить, применять свои способности в самых разнообразных формах творчества.

В сентябре-октябре проводилась работа по подбору научно-методической литературы, подбору и аннотированию научно-методической литературы по проблеме, нормативных правовых документов, регламентирующих экспериментальную и инновационную деятельность в учреждениях образования (Кодекс Республики Беларусь об образовании; Образовательные стандарты дошкольного образования; Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 года).

В октябре месяце провели общее родительское собрание, один из вопросов которого был посвящён теме творческого проекта. Проведён опрос среди родителей. Принимали участие 37 законных представителей. Результаты опроса показали, что 65 % законных представителей воспитанников знает, что такое «детский туризм», 35 % – не знакомы с понятием «детский туризм». 70 % законных представителей считает, что туризм может помочь в развитии и воспитании ребёнка, а 30 % родителей не считает, что туризм может помочь в развитии и воспитании ребёнка. В получении дополнительной информации о семейном туризме 85 % законных представителей нуждаются, 15 % родителей не нуждаются в получении информации о семейном туризме.

В группах, которые принимают участие в творческом проекте, была организована годовая подписка на детский журнал «Рюкзачок». Оформлена картотека детских туристических речёвок, песен и стихов.

Приобретены дидактические игры с картами «Путешествие по джунглям», «Весёлый поход». Оформлена сюжетно-ролевая игра «Юный турист».

С воспитанниками проведен цикл бесед: «Кто такие туристы», «Знакомство с туристическими знаками».

Просмотрены презентации и фото-иллюстрации «Виды туризма». Организовано знакомство воспитанников с правилами поведения на прогулке, в лесу.

В декабре месяце работали над созданием медиатеки (мультипликационные фильмы, песни, речёвки, отрывки из художественных фильмов по теме «Туризм»).

 

Подготовила: Боярова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

 

свернуть

Обоснование целесообразности осуществления проекта

В последние годы все учёные отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности, – детей дошкольного возраста. Этому способствуют многие факторы: в городах криминогенная обстановка не позволяет оставлять детей на улице без присмотра, телевизор и компьютер заменяют современным детям общение со сверстниками и игру, чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием детей ведёт к ухудшению их физического развития, очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности (всё меньше семей можно встретить на лыжне, катке, в парке или в лесу).

Снижение двигательной активности не проходит для ребёнка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижается работоспособность и выносливость.

Физическая культура и спорт являются одними из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека.

Физическое развитие ребёнка – неотъемлемая составляющая любых комплексных образовательных программ в учреждении дошкольного образования. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость.

Одной из наиболее активных форм физкультурно-оздоровительной работы являются пешие прогулки, которые включают все необходимые компоненты для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в учреждении дошкольного образования. Туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Проведенные исследования в НИИ дошкольного воспитания доказали, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество, в сочетании с закаливанием, обеспечит формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Одной из причин заболеваемости детей является отсутствие потребности у родителей в здоровом образе жизни, недостаточный уровень педагогической культуры в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к здоровью детей. Но, при грамотном построении педагогического процесса в учреждении дошкольного образования, можно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка.

Занятия туризмом (при условии их систематичности) компенсируют так называемый «двигательный голод» целесообразной двигательной активностью. Регулярное проведение туристических пеших прогулок позволяет активизировать двигательный режим в тех учреждениях, которые не располагают для этого богатой материальной базой, хорошо оснащенными гимнастическими, спортивными и тренажерными залами.

Пешие прогулки, как средство оздоровления, характеризуются общедоступностью и рекомендованы практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма ещё и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.

Пешие прогулки, походы, экскурсии играют важную роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования. Они являются прекрасным средством расширения кругозора детей, познания красоты природы.

Туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Наиболее распространенные виды туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный. Различают организованный (предлагаемый разными организациями и фирмами, несущими полную ответственность за предоставляемые услуги) и самодеятельный (организуемый по инициативе самих участников) туризм.

Туристическое путешествие включает в себя два понятия: «поездка» и «поход». Поездка – это путешествие по туристическо-экскурсионному, постоянному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках, плотах).

Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (~3 часа) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными навыками.

По форме и содержанию туристическая деятельность очень разнообразна. Это туристический час, прогулки, походы, экскурсии, соревнования, конкурсы и т. д.

Туристический час – занятия, игры с детьми, в ходе которых даются практические знания о тактике и технике туризма.

Туристическая прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной и оздоровительной целью. В зависимости от времени года и подготовленности детей прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные – это самые простые и доступные формы туризма.

Экскурсия – коллективное посещение определённых объектов с познавательной целью для расширения кругозора ребёнка.

Поход – путешествие активным способом передвижения с целью познания, физического развития, отработки туристических навыков, содержательного отдыха (одно-, двух-, трёхдневные походы).

Туристические игры – это игры с элементами видового туризма на закрепление навыков прохождения определённых этапов, полосы препятствий во время соревнований.

Туристическая полоса препятствий включает в себя искусственные и естественные препятствия, которые должны преодолеть ребята при прохождении маршрута. Маршрут можно проходить по-одному – это личное скоростное прохождение. Можно проходить дистанцию командой – это командное прохождение.

Туристические прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

  • оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
  • спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);
  • познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
  • развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);
  • эстетические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).

Цели прогулок могут определяться в качестве основополагающих и единственных, а также могут объединяться, по-разному комбинироваться. В зависимости от главной цели туристические прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.

Спортивно-тренировочные прогулки предполагают прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута повышенной сложности (с преодолением разнообразных естественных препятствий или прохождением трассы с изменяющимся рельефом), обучение элементам ориентирования на местности (сначала – по расположению природных и социальных объектов, затем – по карте, компасу). При этом на длительном привале дети преодолевают полосу препятствий, участвуют в подвижных играх с элементами соревнования.

Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они проводятся с целью экологического образования детей (экологические прогулки). В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию. Детям предлагается порисовать с натуры или отразить в работе наиболее понравившийся пейзаж.

Развлекательные прогулки организуются обычно в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы. К этому времени интерес к туризму может слегка угаснуть. Поэтому такие прогулки включают в себя элементы развлечений, сюрпризы, увлекательные конкурсы и подарки. В таком мероприятии могут участвовать несколько групп детей, родители, сотрудники учреждения дошкольного образования.

Пешие прогулки целесообразно планировать в соответствии с циклическим принципом. Опора на циклический принцип даёт возможность комплексного подхода к оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста через установление тесной связи разных видов детской деятельности, а также обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы учреждения дошкольного образования.

Сущность циклического принципа: в соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл – это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

С учётом местных климатических и погодных условий (а также возможностей учреждений дошкольного образования) определяется частота проведения туристических прогулок в течение круглого года.

Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиями, можно использовать для организации подготовительных и заключительных этапов цикла.

Таким образом, разнообразие тематики и содержания туристических прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребёнка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом, оздоровительная направленность её двигательного содержания.

Исходя из актуальности проблемы, можно определить основные позиции проекта:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации детского туризма;
  • создание комплекса ресурсных условий и средств для внедрения детского туризма в образовательный процесс детей дошкольного возраста;
  • вовлечение законных представителей воспитанников в организацию работы по детскому туризму;
  • создание и оценка эффективности системы работы по организации детского туризма, формирования навыков здорового образа жизни.
свернуть