Общие данные.
Полное наименование государственное учреждение образование «Ясли-сад № 76 г. Витебска».
Тема «Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма».
Сроки реализации: 2021-2023 годы.
Руководитель проекта: Степанчук Ольга Васильевна
Консультант проекта: Шарай Инна Ивановна
В состав инновационной группы в 2021/2022 учебном году входят 3 воспитателя дошкольного образования: 1 имеет первую квалификационную категорию, 1 имеет вторую квалификационную категорию, 1 молодой специалист, руководитель физического воспитания имеет высшую квалификационную категорию, педагог-психолог имеет вторую квалификационную категорию, музыкальный руководитель имеет высшую квалификационную категорию, воспитанники средних групп, в количестве 51 человек, законные представители воспитанников.
Введение.
Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность воспитанников в активной деятельности в рамках оздоровительной работы учреждения дошкольного образования, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм.
Цель проекта: создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма.
Задачи проекта:
совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт; развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста;
способствовать развитию психических процессов, формировать межличностные, в частности, дружеские отношения детей дошкольного возраста в процессе игровой туристической деятельности;
заинтересовать родителей детским туризмом, как средством воспитания здорового ребёнка;
формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью;
воспитать любовь и эстетическое отношение к природе;
разработать систему взаимодействия всех участников образовательного процесса в процессе организации детского туризма.
В инновационной группе работают творческие, заинтересованные в решении проблемы педагогические работники, которые постоянно следят за передовым педагогическим опытом, стремятся внедрять его в практику своей работы.
Доминирующими мотивами положительного отношения к инновационной деятельности являются:
- Мотив заинтересованности и увлечённости данной проблемой, потребность в самореализации, в успехе;
- Практическая значимость исследований, их полезность в профессиональной деятельности педагогических работников;
- Стремление к повышению профессионального уровня педагогических работников по теме инновационного проекта.
Механизмом управления инновацией, оценкой эффективности и развития деятельности являются активные формы самоорганизующей деятельности. Руководителем проекта осуществляется коордиционная работа в рамках проекта: рассматривается вопрос на совете учреждения, заседании педагогического совета, проходят заседания по планированию деятельности участников образовательного процесса в 2021/2022 учебном году в рамках реализации проекта. Для оперативного и стратегического управления 2 раза в месяц администрацией запрашивались дневники педагогов – инноваторов, проводились инструктивно-методические совещания.
Оценка эффективности инновационной деятельности учреждения образования осуществлялась по нескольким направлениям:
- Качество образовательного процесса.
- Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогических работников.
- Качество управления инновационным процессом в учреждении образования.
- Повышение профессионального роста педагогов.
В учреждении образования созданы необходимые условия для реализации инновационного проекта.
Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, наклонные доски, шведская стенка, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, скакалки, обручи и др. Спортивная площадка оборудована: полосой препятствий, ямой для прыжков, мишенью для метания. Для развития координационных умений имеется бревно, лабиринт. Для развития силы и выносливости - турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, веревочная переправа. Для отработки прыжков - прыжковая яма, разметка. Для метания на территории учреждения образования предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. По периметру, вокруг учреждения дошкольного образования, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции. Экологические объекты для наблюдений также расположены по всей территории учреждения образования и представлены видовым разнообразием деревьев и кустарников, различными цветниками, огородом, зеленой аптекой, скворечниками. Поэтому эколого-туристические маршруты по территории нашего учреждения разнообразны и имеют разные степени сложности.
На игровых участках оформлены тематические веранды с указателями. Оформлена туристическая веранда, на которой находится оборудование и снаряжение для туризма, оформлены игры туристической направленности.
Научно-методическое обеспечение проекта осуществляется под руководством методиста дошкольного образования УО «Витебский областной институт развития образования» Шарай И.И. Консультант проекта регулярно проводил для педагогов-инноваторов индивидуальные консультации по теме: «Общие подходы к подготовке отчётных материалов по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта», интерактивные консультации.
Развитию профессиональной компетенции и инновационной культуры педагогических работников способствовали современные формы работы: консультационный пункт, семинары по профессиональным затруднениям по реализации проекта, конкурсы - презентации методических наработок по теме: «Туризм-дорожка к здоровью».
Информационное обеспечение осуществлялось через расширение виртуального образовательного пространства учреждения образования:
- вопросы инновационной деятельности транслируются через сайт учреждения образования, все материалы находятся в рубрике «Наши проекты». В новостной ленте размещена информация о мероприятиях в рамках проекта.
Обеспечено и психолого-педагогическое сопровождение участников инновационной деятельности согласно плану психолого-педагогического сопровождения программы реализации инновационной деятельности. Проведена диагностика по выявлению «Профессиональные затруднения участников инновационной деятельности» (сентябрь 2022 года). В мае 2022 года планируется проведение экспресс-опроса «Исследование удовлетворённости педагогических работников и законных представителей воспитанников образовательным процессом и результатом инновационного проекта».
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта.
Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом инновационной деятельности по созданию системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма на 2021/2022 учебный год.
Инновационная деятельность в работе с воспитанниками осуществлялась в различных организационных формах, были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения детей дошкольного возраста элементам туризма:
- словесные (беседа, рассказ);
- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);
- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);
- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);
- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).
Чтобы процесс обучения для воспитанников был активным, интересным и результативным беседы чередовались с практическими заданиями в игровой форме: назначение карты; простейшие топографические знаки; условные запрещающие и разрешающие знаки; оказание первой медицинской помощи и другое.
С целью усвоения информации при составлении плана нашего учреждения образования, карты-маршрута, знакомство с топографическими знаками воспитанники используют зарисовки, элементы визуализации «Скрайбинг-технологии». Для достижения поставленных задач были разработаны:
- серии сюжетно-ролевых игр туристической направленности;
- игры с туристической направленностью;
- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);
- карта маршрута по территории учреждения дошкольного образования;
- карты туристических походных маршрутов за пределы учреждения образования (лесной массив «Лучёса», «парк «Мазурино» и т.д.)
- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);
- презентации: Правила поведения на природе и т.д.
В рамках инновационного проекта в 2021/2022 учебном году были реализованы следующие проекты: «Туризм – это интересно», «Туризм – средство оздоровления и приобретение навыков безопасности». Участники проекта собрали и оформили богатый материал об особенностях туристической деятельности, сценарии спортивных мероприятий с элементами туризма.
Изучив теоретическую часть данной темы мы с воспитанниками осуществляем туристические походы и походы-прогулки на территории учреждения дошкольного образования. Поскольку туризм всесезонен проводим мероприятия туристической направленности во все времена года: «Мой весёлый рюкзачок»; «Собираемся в поход», «В гости к царю»; «За здоровьем на природу»; «Мы – туристы».
В соответствии с календарным планом работы с законными представителями и воспитанниками организовываем туристические походы, лыжные прогулки выходного дня за пределы учреждения дошкольного образования: пешая прогулка по городу Витебску, туристический поход в лесной массив Лучёса, лыжная прогулка в парк Мазурино, зимний поход в лесной массив Лучёса.
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
- «Витьбичи»(№20 от 20 февраля 2021 года), статья «Лыжная прогулка»
- «Витьбичи» №133 от 20.ноября 2021 года) статья «Как малыши в гости к лесному царю ходили»
Результаты проекта.
Результатом третьего года работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма стало:
-создание туристического комплекса «Верёвочный городок», который включает в себя туристическое оборудование: «Паутина», «Паук», «Бревно», «Мост», «Тарзанка», «Змейка», «Тоннель». Для занятий на «Верёвочном городке» приобретено необходимое туристическое снаряжение;
-сплочение детского и взрослого коллектива;
-положительная динамика состояния здоровья воспитанников. Уровень заболеваемости снизился на 0.2%.
Выше изложенное доказывает эффективность использования детского туризма в оздоровлении воспитанников и свидетельствует о целесообразности его продолжения. Дальнейшая реализация инновационного проекта по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма будет предусматривать:
-сотрудничество законных представителей воспитанников и учреждения дошкольного образования в решении проблемы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
-в рамках обмена опыта работы по туристической деятельности взаимодействие с учреждениями общего среднего образования;
-трансляция передового опыта по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма среди учреждений дошкольного образования Первомайского района г. Витебска;
-создание сборника методических наработок «Практика государственного учреждения образования «Ясли-сад №76 г. Витебска» по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туриз