Советы дефектолога

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
развернуть

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги.

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад).

Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:

- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);

- «Назвать слова по картинке»;

- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

У Сани длинные усы.

Саня катается на самокате.

У Сони новые осенние сапоги.

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.

Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.

Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Игра «Чего не стало?».

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Игра «Что изменилось?».

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Игра «Что лишнее?».

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Игра «Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.

Игра «Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)

 

Консультацию подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился правильно произносить звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

развернуть

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего ребенка.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 5-7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

- После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: «Что делают губы?», «Что делает язычок?», «Где он находится (вверху или внизу)?».

- Сначала упражнения проводятся медленно, затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Артикуляционная гимнастика

  1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
  2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
  3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
  4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
  5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.
  6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.
  7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние.
  8. «Приклей конфетку» - Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
  9. «Грибок» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
  10. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  11. «Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
  12. «Фокус» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
  13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
  14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).
  15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
  17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  18. «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

ПОМНИТЕ! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успеха!

свернуть

Как воспитывать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения?

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребёнок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

развернуть

Задача родителей – вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину неудач ребёнка и помочь ему. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьёзных масштабов, так как, чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет её устранение. А, порой, исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребёнка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребёнок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребёнком, если вы видите, что он отстаёт от сверстников в речевом развитии или ждать, что «всё произойдёт само собой» или «когда-нибудь он научится говорить»?

Родителям нужно чётко усвоить простую истину: ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился вам отвечать. Родители, помните – ребёнок запоминает то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем – и связная речь ребёнка.

Речевые проблемы – это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребёнок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребёнок в 2 года и 6 месяцев не строит предложения из трёх-четырёх слов, простые и сложносочиненные.

Для того, чтобы понять, всё ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребёнка.

Примерный возраст

Умения ребёнка

4 месяца  Произносит гласные звуки, близкие к [а], [ы], [у], возможно, с сочетанием с согласным [г] (гулит).
8 месяцев  Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев  Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).
1 год 2 месяца  Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на своё имя.
1 год 6 месяцев  «Говорит на своём языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает, где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и на людях.
1 год 8 месяцев  Активно произносит двухсложные слова: «тётя», «кися» и т.п. Стремительно растёт словарный запас.
1 год 10 месяцев  Произносит двухсложные слова или два слога от трехсложных слов («синя» – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года 2 месяца  Говорит словосочетания типа: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «Мама дай», «Баба ди (иди)». Пытается произносить трёхсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «Положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
2 года 6 месяцев  Произносит простые предложения из трёх-четырёх слов: «Это мой большой мишка», сложносочинённые предложения. Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года  Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе и сложноподчинённые предложения: «Когда папа придёт с работы, мы пойдём гулять». Ребёнок понимает, кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трёх лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учится управлять собой, познаёт границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей – проявить терпение и понимание.
4 года  В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет  В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия («сидя», «лёжа», «прыгая» и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе, в активную речь входят сложные предлоги («из-за», «из-под» и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет  Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идёт пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребёнок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Становление правильного звукопроизношения происходит, в основном, в период от года до 5-6 лет. Звуки речи ребёнок осваивает не изолированно, а в составе целых слов, при этом звуковой состав слов постепенно уточняется.

Для совершенствования звукопроизношения ребёнка очень важен слух – от него зависит уточнение артикуляции звука. Уже с двух лет ребёнок может различать звуки речи на слух и пытается подражать этим звукам. В 3-4 года малыш уже может слышать разницу между собственным произношением звука и его произношением взрослыми, что и позволяет ему стремиться исправить свое произношение.

В силу особенностей развития артикуляционного аппарата ребёнок осваивает звуки в разное время. Поэтому ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста не может овладеть их правильным произношением. Произношением достаточно сложных по артикуляции свистящих ([c], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков ребёнок овладевает в возрасте от 3 до 5 лет. Позднее всего ребёнок овладевает произношением самых сложных по артикуляции звуков – [р] и твёрдого [л]. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на более простые по артикуляции.

По мере совершенствования речевого аппарата ребёнка звуки-заменители постепенно усложняются. В этом случае происходит замена артикуляторно сложного звука более простым, но правильно произносимым звуком.

Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение всех без исключения детей несовершенно. Часто это обстоятельство усыпляет бдительность родителей и даже некоторых специалистов, которые всё списывают на возраст и полагают, что до 5-6 лет о правильности звукопроизношения у ребёнка беспокоиться рано.

Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать? Любые недостатки звукопроизношения после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. К этому возрасту ребёнок уже не только должен уметь различать на слух все звуки речи и улавливать возможные недостатки звучания, ему должны быть доступны и все тонкие движения речевых органов, необходимые для произношения самых сложных по артикуляции звуков.

Если к 5-6 годам у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе анализаторов. И в более раннем возрасте у ребёнка могут наблюдаться особенности в произношении звуков, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. В этом случае вместо обычной для нормального развития речи замены сложного звука на более простой ребёнок может произносить этот звук искажённо, каким-то необычным образом («картавое» произношение [р], «шепелявое» [с] и т.д.).

При нормальном строении артикуляционных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности произношения звуков не встречаются, за исключением случаев, когда ребёнок подражает кому-либо из взрослых. И, поскольку подобные дефекты в произношении звуков вызваны специфическими причинами, не рассчитывайте на исчезновение этих дефектов «с возрастом», обращайтесь за помощью к специалистам как можно раньше.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживания из-за разлуки с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а, в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка с первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

 ***

Чтобы речь ребёнка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днём, используйте:

1. Скороговорки и чистоговорки. Постоянное произношение определённых слов помогает выработать у малыша правильное звукопроизношение. Кроме того, развивает умение слышать и различать звуки устной речи.

2. Различные артикуляционные упражнения. Они направлены на подготовку речевого аппарата ребёнка к чёткому произношению.

3. Живое общение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Малышу недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми.

Говорите с ребёнком как можно больше. Не заменяйте слова жестами, возгласами или действиями. Привлекайте ребёнка к называнию предметов или комментированию своих действий. Спрашивайте: «Что ты держишь в ручках?», «Во что ты сейчас играешь?», «Как зовут твоих игрушек?» и т.д. Делайте вид, что не понимаете малыша, когда он указывает пальчиком на вожделенный предмет. Пусть словами скажет, что ему нужно. Разговаривайте с малышом дома, в магазине, на улице. Всегда и везде, где предоставляется такая возможность.

4. Пересказы. Учите ребёнка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошёл его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребёнок стремится подражать взрослым и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесённые Вами. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей. Слова должны произноситься одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. С раннего детства приучайте ребёнка говорить правильно.

5. Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребёнок знакомится с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Кроме сказок ребёнку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать. Нужно учить с ребёнком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук малыша. Учёными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребёнка к играм с кубиками, пазлами, мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек – заинтересовать сборкой бусинок.

7. Наберитесь терпения. Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его и не муштруйте. Поправьте малыша. Попросите, чтобы он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.

 ***

Кроме того, повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

- неправильные окончания имён существительных множественного числа родительного падежа («лошадев», «карандашов», «птичков», «стулов»); неодушевленных имён существительных мужского рода в предложном падеже («в носе», «в роте», «в глазе», «на шкафе»);

- изменение по падежам несклоняемых существительных («в пальте», «в кине», «на пианине», «кофею»);

- незнание рода имён существительных («Это моя печенья», «Всю молоко выпил», «один яблок»);

- ошибки в основе глаголов («взяну», «даваю», «ехаю», «бежу», «искаю», «жеваю»);

- неправильная форма сравнительной степени прилагательных («хужее», «твердее», «близее»);

- неправильное склонение числительных («идите по одном», «иди с двоями», «собака с пять щенят», «Курица пришла без два цыплёнка»);

- отсутствие в личных местоимениях начального [н] в косвенных падежах («у ей», «к ему», «с ими»).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что, когда ребёнок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет её и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребёнка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Речевые навыки формируются не за день и, даже, не за месяц. Но только Ваше внимательное отношение к своему ребёнку и ежедневные занятия помогут воспитать у него правильную речь.

Подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

свернуть

Как организовать логопедические занятия дома?

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша.

развернуть

Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на одном месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

- игры на развитие мелкой моторики,

- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

- игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

«Когда же можно всё успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребёнок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребёнок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

Подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

 

свернуть

Дифференциация звуков [с], [ш]

Зачастую дети, усвоив верное произношение и звука [С], и звука [Ш], путают их между собой. Чтобы избавиться от данного смешения существует определенный комплекс упражнений.

Во-первых, расскажите ребёнку, что артикуляция данных звуков сильно отличается друг от друга. При произношении звука [С] язычок находится у нижних зубок, а при произношении звука [Ш] – поднят к нёбу. 

[С] [Ш]

Язычок внизу,

губы улыбаются.

Язычок вверху, 

губы округлены.

Звуки согласные твёрдые (при звуковом анализе окрашены синим цветом).

Далее дифференциация ведётся постепенно, последовательно.

  • Дифференциация звуков [С]-[Ш] на слух.

Игра "Хлопни-топни".

Инструкция: "Если услышишь слог «ША» - хлопни, если услышишь слог «СА» - топни". Позднее игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.

  • Дифференциация звуков изолированно.

Игра "Шарик-шина" (попеременное называние изолированных звуков).

Инструкция: "Когда я говорю "шарик", ты произносишь звук [С], когда я говорю шина, ты произносишь звук [Ш]".

  • Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Эхо» ("Повторюша") (произношение слогов).

Ша-са, шо-со, шу-су, ши-сы, шэ-сэ;

са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ.

Аш-ас, ош-ос, уш-ус, ыш-ыс, эш-эс;

ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.

Яш-яс, ёш-ёс, юш-юс, иш-ис, еш-ес;

яс-яш, ёс-ёш, юс-юш, ис-иш, ес-еш.

  • Дифференциация звуков в словах.

Рассмотрите картинки.

Назовите сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

Назовите слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

Назовите слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

Игра «Парочки» (произношение  слов парами).

Шапка-сайка, решать-тесать, мешать-писать, лошадка-посадка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, мешок-лесок, вершок-песок, шорох-сорок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, шутки-сутки, пишу-несу, шуметь-суметь, шумно-сумка, пашу-пасу, пляшу-плясун, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, мыши-крысы, шип-сыпь, решил-спросил.

Ваш-вас, кашка-каска, рубашка-колбаска, наш-нас, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, грош-рос, пошла-росла, Яшка-ясный, камыш-кумыс, клюшка-люстра, пешки-песни, мишка-миска, стриж-рис, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски.

Шляпа-слякоть, шмель-смел, шторы-сторож, шпалы-спали.

Чётко проговорите слова.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.

Упражнение «Измени звук».

Инструкция: измените звук [с] на звук [ш], скажите слово.

Сайка (шайка), сутки (шутки), стуки (штуки), скала (шкала), стопор (штопор), споры (шпоры), стык (штык), срам (шрам), сок (шок), скот (шкот), стиль (штиль).

Упражнение «Добавь звук [с], скажи слово».

Шить — ... (сшить).

Ушить — ... (сушить).

Пешка — ... (спешка).

Уши — ... (суши).

Выше – ... (свыше).

Ушки — ... (сушки).

Игра «Назови ласково».

Стих - …, трус - …, соловей - …, старуха - …, Саша - …, пастух - …, стекло - …, солнце - … .

  • Дифференциация звуков в словосочетаниях.

Инструкция: по три раза повторите каждое словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируйте правильное произношение звуков [с] и [ш].

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника, сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.

  • Дифференциация звуков в предложениях.

Инструкция: проговорите предложения.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

  • Дифференциация звуков в связной речи.

Инструкция 1: выучите наизусть стихи.

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

 

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(К. Стюарт)

Инструкция 2: проговорите и перескажите текст.

Серый плутишка

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая.

Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.

Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

свернуть

Что необходимо повторять с ребёнком 5-6 лет?

  • Ф.И.О. ребенка и родителей, место работы родителей (желательно ещё и профессии родителей).
  • Домашний адрес: город, в котором живёт ребёнок, улицу, дом, квартиру.
  • Возраст ребёнка (с помощью вопросов: "Сколько тебе сейчас лет?", "Сколько  тебе лет было в прошлом году?", "Сколько тебе будет лет через 2 года?").
  • Дни недели (с помощью вопросов и заданий типа: "Какой сегодня день?", "Какой день будет завтра?", "Какой день был вчера?", "Назови выходные дни", "Назови первый (пятый и т. д.) день недели").
  • Времена и месяцы года.

Варианты вопросов и заданий:

а) "Какое сейчас время года?", "Какое время года было до зимы?", "Какое время года будет после весны?", "Какое время года будет после лета?";

б) "Назови весенние месяцы", "Назови третий месяц лета";

в) "Почему ты думаешь, что сейчас - зима?" (предполагаемый ответ ребёнка: "Месяц - февраль. Лежит снег. Иногда бывает метель. Люди одеты в зимнюю одежду").

  • Подбор признаков (прилагательных).

Варианты заданий: "Весна какая?" – "Ранняя, долгожданная, веселая, красивая, зеленая, радостная, цветущая и т. д."; "Зима какая?" – "Белая, снежная, ледяная, холодная, морозная, узорная, красивая, праздничная, интересная, замечательная и т. д."; "Осень какая?" – "Золотая, поздняя, ранняя, дождливая, прохладная, ветреная, унылая и т. д.".

  • Подбор слов–антонимов (противоположных по значению слов).

Варианты подбора: холодный - горячий, мелкий - крупный, широкий - узкий и др.

  • Образование притяжательных прилагательных.

Варианты заданий: "Животное (птица и др.)- лиса (волк, заяц, медведь, журавль, ласточка и др.). Чей хвост?" – "Лисий (волчий, заячий, медвежий, журавлиный, ласточкин и т. д.)".

  • Образование относительных прилагательных.

Варианты заданий: "Суп из гороха. Суп какой?" – "Гороховый"; "Варенье из слив. Варенье какое?" – "Сливовое"; "Стол из дерева. Стол какой?" – "Деревянный"; "Кораблик из бумаги. Кораблик какой?" – "Бумажный" и т. д.

  • Проговаривание сложных слов (начинайте проговаривать медленно, нараспев).

Варианты слов для проговаривания: водопроводчик, сковорода, велосипедист, мотоциклист, телевизор, балерина, парикмахерская, фотограф, фотографирует.

  • Объяснение сложных слов.

Варианты сложных слов: белокочанная капуста (предполагаемый ответ ребёнка: "Потому что у капусты белые листья"); многоэтажный или многоподъездный дом, ледоход, мясорубка, соковыжималка, светолюбивые и тенелюбивые растения, сороконожка, быстроногий, белогрудый, длинношеий и др.

  • Подбор родственных слов.

Варианты подбора: сад – садик, садовый, садовник, сажать, пересаживать; капля – капелька, капель, капельница, капать и др.

  • Обобщающие слова.

Варианты обобщающих слов: "фрукты", "овощи", "дикие животные", "домашние животные", "домашние птицы", "перелетные птицы", "зимующие птицы", "мебель", "одежда", "еда", "электроприборы", "школьные принадлежности" и т. д.

  • Игра «Четвёртый лишний» (на слух, с пояснением выбора).

Варианты игры:

сапоги, сандалии, шнурки (это не обувь), валенки;

гнездо, скворечник (его построили люди), нора, муравейник;

ручка, фломастер, бумага (на ней рисуют, пишут), карандаш;

синица, лиса (это животное, а все остальные - птицы), курица, зяблик;

уши, нос, рот, кот (это домашнее животное, а все остальное - части тела).

  • Употребление предлогов: на, с, со, из, из-за, из-под, перед, под, в, из.
  • Подсчёт слов в предложении.

Вариант задания: "Книга лежит на столе. Назови, на каком месте в этом предложении стоит самое короткое слово - предлог. Назови первое слово (второе)".

  • Подсчёт звуков в слове. Определение места звука в слове.

Вариант задания: "Послушай слово и скажи, сколько в нём звуков. Назови первый и последний звуки в слове".

Варианты слов для задания: зима, шкаф, стол, танк, гномутка – 4 звука в слове; дом, дым, шут – 3 звука в слове и т. д.. Могут быть другие слова.

  • Звуковой анализ слова.

Вариант звукового анализа слова: "Школа – в слове 5 звуков; 1 звук [ш] - согласный, твёрдый, глухой; 2 звук [к] - согласный, твёрдый, глухой; 3 звук [о] - гласный; 4 звук [л] - согласный, твёрдый, звонкий; 5 звук [а] - гласный".

  • Повторение слогов на слух (рот нужно прикрыть бумажкой).

Вариант задания: "Послушай, что я говорю, и повтори за мной: па-ба-ба, жу-зу-жа, га-ко-га, ву-фо-ву, та-до-та, со-зы-со".

  • Подсчёт слогов в слове. Определение ударного слога. Определение звука, на который падает ударение.
  • Проблемные вопросы.

Вариант вопроса: "Почему собака (лось, корова или кабан) живёт в дупле?" (предполагаемый ответ ребёнка: "Потому что она не умеет лазить по деревьям").

  • Беседы о любимых сказках ребёнка. 
  • Составление рассказов по серии картинок (начинать рассказ при помощи слов: "однажды", "жили-были", "как-то раз", "наступила" и др.).
  • Счёт прямой (от меньшего числа к большему) и обратный (от большего числа к меньшему).

Варианты заданий: "Сосчитай от 2 до 7"; "Сосчитай от 8 до 3" и т. д.

  • Решение задач на сложение в пределах 10. Решение логических задач.

Вариант логической задачи: "Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три груши. Сколько всего груш?".

Желаем удачи!

Подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

свернуть

Развитие связной речи у детей

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

развернуть

Консультацию подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Задание "Вспомни случай"

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Задание "Говорим по-разному"

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Задание "Бюро путешествий"

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Задание "Всегда под рукой"

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Задание "Лучший друг"

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Задание "Истории из жизни"

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Задание "Мой репортаж"

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Задание "Семейное ток-шоу"

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?"

Задание "Измени песню"

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Задание "Чем закончилось?"

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

 Использованный источник:

kurgan-detsad.ru/index.php/vzaimodeistvie-s-semiei/28-1‎

 

свернуть

Речь детей пятого и шестого года жизни

К 5-6 годам словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

развернуть

Консультацию подготовил учитель-дефектолог Фирсова Р. С.

   На пятом году   жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

   В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых, связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

   На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

   Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

   У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

    К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук «р».

   Итак, к пяти годам  у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

   На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

   В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

   Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

 

 

свернуть

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

«Плохо говорит...", "Не произносит шипящие звуки...", "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

развернуть

Консультацию подготовил учитель-дефектолог Витковская Т. Н.

Основной причиной речевых ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать звуки речи. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – это и есть фонематический слух («речевой слух») - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Развитый речевой слух позволяет:

♦ правильно произносить звуки;

♦ четко произносить слова;

♦ владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

♦ овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 

♦ успешно освоить письмо и чтение.

Работа по развитию фонематического восприятия (речевого слуха) готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные упражнения:

  1. Предложите малышу повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

- Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие, например: хлопнуть или топнуть.

  1. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

- Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

  1. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

-  Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па–ба–ба, ма–на–на;
повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень;  лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития фонематического слуха  у ребенка. Эти упражнения легко выполнять в домашних условиях.

Шаг первый: узнаем неречевые звуки.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.

Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т.д.
      Помогите малышу определить источник звука.

Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра "Где позвонили?" учит определять направление звука.

Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

Шаг второй: различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса.

Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Шаг третий: различаем близкие по звучанию слова.

Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Шаг четвертый: различаем слоги.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Шаг пятый: различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра "Угадай-ка". У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки. Различаем согласный – гласный звуки, согласный твердый – согласный мягкий звуки.

Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).

Шаг шестой: слушаем и анализируем.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.
Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко..., пау..., ма...). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.

Упражнение "Отыщи слово, отыщи звук": ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

 

Использованная литература:

http://www.logopedplus.ru/

Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха».

Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».

свернуть