Мероприятия по обучению правилам безопасности детей дошкольного возраста (половая неприкосновенность)

Цель

Формирование  представлений о  соблюдении правил личной безопасности у детей  дошкольного возраста в сфере половой неприкосновенности.

Задачи

  1. знакомство детей с понятиями; мое тело, личные границы тела;
  2. обучать детей правильному, безопасному поведению;
  3. развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.

Участники:

Дети дошкольного возраста, педагогические работники, родители несовершеннолетних.

Основные формы и методы реализации:

  1. Занятие для детей дошкольного возраста старшей группы «Моя безопасность»;
  2. Беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Моя безопасность – в моих руках»;
  3. Беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Чтобы не случилось беды»;
  4. Рекомендации для родителей, педагогических работников «Половая неприкосновенность».

Конспект занятия для детей  дошкольного возраста старшей группы

«Моя безопасность»

Цель: формирование навыков безопасного поведения в необычных для детей жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи:

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми.

Закрепить умение детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

Ход занятия:

Педагог-психолог: В начале нашей встречи предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Занятие нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

А кто из вас знает, что такое опасность? (Ответы детей)

Где может нам угрожать опасность? (На дороге, на реке, дома, в лесу). Правильно, опасности, опасные ситуации нас поджидают каждый день, особенно в отсутствии взрослых.

Педагог-психолог: А как вы думаете, что такое безопасность? (Ответы детей) Педагог-психолог: «Безопасность — это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности». Чтобы защититься от опасности, опасных ситуаций мы должны знать какие правила?…… правила безопасного поведения. — Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, одни — хорошие, другие — плохие.

Хорошие люди, они какие? (Ответы детей)  Они добрые, умные, заботливые, внимательные, делают хорошие и добрые дела, любят, помогают. Но, к сожалению, есть плохие люди. А они какие? (Ответы детей) Злые, жестокие, совершают плохие поступки, делают плохие дела.

Педагог-психолог: Ребята, а можно ли вам, детям узнать, догадаться, какие взрослые могут быть опасными? (Ответы детей) А как вы поймете, что эти люди опасные для вас? (Увидите, что они делают, услышите, как они говорят, это люди неприятной внешности, неопрятно одетые и т. д.) — Как вы думаете, всегда ли приятная внешность означает, что человек хороший у него и добрые намерения? (Нет, не всегда). Внешность обманчива, бывает человек хорошо одетый, красивый, но злой и плохой, может обманывать.

Игра, «Какой человек нам приятен?»

Педагог-психолог: Предлагаю поиграть в игру. Вставайте в круг. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если слова подходят к приятному и хорошему человеку, то вы хлопаете в ладоши, а если слова подходят к неприятному и злому человеку, то вы топаете. (Вежливый, грубый, добрый, злой, ласковый, хитрый, отзывчивый, крикливый, красивый, заботливый, жадный, чистоплотный, искренний, хвастливый, жадный, общительный,)

Педагог-психолог: Скажите, какого человека мы называем незнакомым? (Ответы детей) — Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку «Незнакомец на улице», которую разыграют наши (Дети разыгрывают сценку).

Сценка «Незнакомец на улице»

«Две девочки гуляли на улице, к ним подошел незнакомый человек и предложил шоколадки. Девочки не взяли шоколадки, отказались». Обсуждение ситуации. — Как поступили девочки правильно или нет? (Ответы детей) Как нужно было поступить? Почему? (Ответы детей).

Педагог-психолог: Давайте разберем следующую ситуацию. «Незнакомец позвал девочку посмотреть маленького щенка, который находится у него в машине, девочка не согласилась и убежала». — Правильно ли поступила девочка? (Ответы детей) Что могло произойти? (Ответы детей) А если бы незнакомец схватил девочку за руку и потащил бы ее в машину, что надо было ей делать? (Ответы детей) — Запомните, никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более идти вместе с ними и смотреть что-то. Никогда не надо разговаривать с незнакомцем и никогда не надо садись в машину к незнакомому человеку.

Педагог-психолог: А сейчас послушайте стихотворение.

Стихотворение

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

 Если вас зовут купаться,

 В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «НЕТ!»

Педагог-психолог: Предлагаю вам поиграть и подобрать под мои слова движения, вставайте в круг и слушайте внимательно.

Я однажды потерялся (изобразить испуг).

Только быстро догадался (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться).

Посмотрел туда-сюда (повороты).

Нет, мамы — вот беда (развести руки в стороны внизу).

Побежал направо я (бег на месте).

Мама не нашлась моя (руку “козырьком”).

Побежал налево я (бег на месте).

Мама не нашлась моя (руку “козырьком”).

Повернулся я вокруг (поворот вокруг себя).

Может быть, увижу вдруг (руку “козырьком”).

Нет. Я решил стоять (руки скрестить на груди).

И на месте маму ждать.

Игра: «Безопасно — опасно»,

Педагог-психолог: предлагаю поиграть в игру «Безопасно — опасно», у каждого из вас в руках карточки красного и зеленого цвета. Я буду называть ситуацию, если вы считаете эту ситуацию безопасной, то поднимаете зеленую карточку, если опасной, то красную карточку.

− гулять во дворе с родителями (безопасно)

− ехать в лифте с незнакомцем (опасно)

– не открывать дверь незнакомым людям (безопасно)

– незнакомец приглашает покататься в машине (опасно)

− сообщать домашний адрес незнакомым людям (опасно)

− принимать от незнакомцев угощения (опасно)

− разговаривать с незнакомыми людьми на улице (опасно)

− разговаривать по телефону с чужими людьми, называть им свое имя и адрес (опасно)

Педагог-психолог: Молодцы, дети! Вот такие правила безопасного поведения вы должны запомнить! И не только запомнить, но и обязательно выполнять! Только тогда мы, взрослые, будем спокойны за вашу безопасность!

Литература:

  1. Библиографическое описание: Мастяйкина, Т. В. Познавательное занятие в старшей группе «Опасные ситуации в повседневной жизни» / Т. В. Мастяйкина, Е. В. Абрамова, М. С. Тихонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 52-53.

Беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы

«Моя безопасность – в моих руках»

Цель: Обучать детей правильному, безопасному общению при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи:

  1. Формирование безопасного поведения с незнакомыми людьми;
  2. Рассмотреть и обсудить примеры опасных случаев и меры предостережения;
  3. Воспитание бережного отношения к своей жизни.
  4. Беседа по теме

Существует ли опасность для вашего здоровья при общении с незнакомыми людьми? Помимо нормальных людей, в обществе есть выходцы из преступного мира, которые живут за счет других, добывая себе средства преступлениями.

Что такое преступить закон? (Нарушить его.)

Какие бывают виды преступлений? (Покушение на имущество, ограбление, разбойные нападения, хулиганство, преступления, связанные с наркоманией.)

По отношению к детям могут совершаться насилие, избиение, ограбление, хулиганские действия.

Нормальные люди рассматривают такого рода преступления как в высшей степени аморальные и недопустимые.

  1. Правила поведения с незнакомыми людьми

– Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

Запомни!

Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

Не садись в чужую машину.

С наступлением темноты иди домой.

Не меняй маршрут возвращения из школы домой.

Всегда сообщай родителям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

  1. Азбука безопасности

Правила поведения в ситуациях при общении с незнакомым человеком

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Незнакомый человек звонит в дверь

Ни в коем случае не открывай дверь

Позвони соседям и сообщи им об этом.

Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

Незнакомый человек в подъезде дома

Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде

При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

Незнакомый человек в лифте

Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

  1. Итог беседы:

– Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек?

(Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)

– А если от тебя не отходят?

(Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)

Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других!

 

Беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы

«Чтобы не случилось беды»

 

Цель: формировать представления об основах личной безопасности.

Мы хотим  вам рассказать о правилах личной безопасности.

Соблюдая СТРАТЕГИЮ БЕЗОПАСНОСТИ, ребенок сможет принять наиболее правильное решение в критической ситуации, а, возможно, после анализа собственных действий избежит ненужного конфликта. Но дать правила на все случаи жизни почти невозможно, поэтому вы должны уметь, пользуясь стратегией безопасности, находить выход из сложившейся ситуации.

«Правило пяти «нельзя»

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

Нельзя садиться в чужую машину.

Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

«Я остался дома»

Если ты остался один дома, не открывай посторонним людям дверь, даже если это твои соседи.

Если человек за дверью представился знакомым твоих родителей, или работником, ЖЭКа, милиции, почты, попроси зайти их позже, назвав время прихода твоих родителей.

Если пришедший человек говорит, что пришла срочная телеграмма, попроси ее зачитать, но не открывай дверь.

Если тебе говорят, что ты заливаешь соседей снизу, скажи, что сейчас к ним придут, а сам проверь, нет ли воды на полу в ванной, туалете и кухне, позвони родителям или родственникам, живущим поблизости, и пусть они сходят к соседям ниже этажом.

Выучи телефон родителей, по которому ты сможешь с ними связаться в случае необходимости, если их не оказалось на рабочем месте, попроси, чтобы их разыскали, и чтобы они срочно перезвонили тебе домой.

Если кто-то за дверью просит тебя открыть или спрашивает, один ли ты дома, ответь, что ты не один, а папа спит, и попроси, чтобы пришедший зашел позже.

Если посторонний просит тебя открыть дверь, потому что ему нужно срочно позвонить или попить, узнай телефон и позвони сам, но дверь не открывай, или объясни, где есть ближайшей телефон или магазин, чтобы купить воды.

Если кто-то стучится в окно, громко кричи: «Папа! Папа! Иди сюда», даже если ты дома один.

Если посторонние люди ломают дверь квартиры, позвони в полицию, набрав телефон «102», родителям, а если нет телефона или он не работает, выйди на балкон или открой окно, и громко кричи «Пожар».

Выучи свой адрес, телефон, имя и фамилию, собственную и родителей.

Не делай ложных звонков, ведь за твои шалости будут отвечать родители.

Когда придут домой твои родители, расскажи о людях, которые приходили в их отсутствие.

Если ты выходишь за почтой или выносишь мусор, не забывай: прежде чем выйти из квартиры, посмотри в глазок и, если на площадке посторонние, отложи свой поход. • Если ты спустился за почтой или с мусорным ведром и увидел посторонних - тут же поднимись в квартиру;

Забирая из ящика почту, не просматривай ее тут же, поднимись в квартиру.

Если ты ждешь лифт, встань так, чтобы за спиной у тебя была стена.

 Если к тебе подошел незнакомец, сошлись на забывчивость, спустись к почтовому ящику или зайди в квартиру, но не заходи вместе с ним в кабину лифта, даже если тебе человек показался знакомым.

Если незнакомец пытается тебя затащить в кабину лифта, зажать тебе рот, постарайся ударить его мусорным ведром, укусить за палец, не угрожай нападающему и не кричи в кабине лифта, тебя все равно не услышат.

Если есть возможность, укуси незнакомца за нос или губу и нажми «стоп», а затем кнопку ближайшего этажа. Выбегая из лифта, нажми любую кнопку, а сам беги домой.

Резюме

Как видите, правила очень просты и ребенок с легкостью их запомнит. Но это далеко не все советы и это не панацея от всех преступных посягательств.

Ребенок должен сам на основе этих правил изобретать свои или, интерпретируя, применять данные, но обязательно проанализировать, будут ли они эффективны в сложившейся ситуации.

 

Рекомендации для родителей, педагогических работников

«Половая неприкосновенность»

 

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Ребенок должен знать, по каким ранним признакам можно определить, что происходит домогательство или нарушение границ

«Что происходит, когда мне страшно или я чувствую опасность? Я могу вспотеть, меня может подташнивать, может начаться озноб или сердцебиение. Эти знаки должны меня насторожить. Если я почувствую что-то такое, я сразу обращусь к взрослому, которому я доверяю».

Травма, которую пережил ребенок, проявляется прежде всего через телесные ощущения, но дети часто не понимают, что происходит с их телом, и что за странные ощущения они испытывают.

Нужно рассказать, что потоотделение, тошнота, сердцебиение или озноб могут быть признаками беспокойства или дискомфорта. Дети должны знать, что ощущения, которые они испытывают, реальны и от них не нужно отмахиваться, наоборот, надо рассказать о них взрослому, которому они доверяют.

Что дети должны знать о сексуализированном насилии

Ребенок должен знать, что он не обязан хранить секреты. Ни с кем, никакие и никогда

«Я никогда не буду хранить тайну, если мне от этого не по себе. Если кто-то попросит меня держать что-то в секрете, а мне это не нравится, я пойду и расскажу об этом взрослому, которому я доверяю».

Поэтому крайне важно объяснить детям, что они не обязаны хранить секреты — никогда и никакие. Расскажите ребенку, что если кто-то просит их держать что-то в секрете, а его эта тайна тяготит, то он не должен ее хранить и может рассказать о ней взрослому, которому он доверяет.

Ребенок должен знать, что интимные части тела — это что-то очень личное. Чем раньше он это усвоит, тем лучше

«Интимные части тела — это те, которые закрывает мой купальник или плавки. Я знаю, как они правильно называются. Никто не может их трогать. Никто не может просить меня потрогать их интимные части тела. И никто не должен показывать мне эти части тела на картинках или фотографиях. Если что-то такое случится, я сразу же расскажу об этом взрослым, которым я доверяю».

Об интимных частях тела надо начинать разговор как можно раньше. Пожалуйста, не используйте эвфемизмы — так, наоборот, все будет звучать глупо и неловко. Называйте все своими именами: пенис, вагина, анус и т. д. Не волнуйтесь, вы справитесь, так же, как и ваши дети.

Ведите себя уверенно и по-взрослому, дайте детям понять, что интимные органы — это не что-то стыдное.

И, конечно, дети должны знать, что их интимные части тела принадлежат им и только им. Никто не должен к ним прикасаться, кроме мамы и папы (когда надо что-то вытереть или поменять одежду в случае «аварии») или когда это нужно для медицинского осмотра или процедуры (в кабинете врача, когда родители находятся тут же или поблизости). Дети должны знать, что нормальный взрослый не будет просить их прикоснуться к их интимным частям тела и не станет им ничего показывать.

Мамы и папы! Я знаю, что вести такие разговоры с детьми не очень легко. Но в основном смущение испытываем мы, а не дети. Тем более маленькие дети, для которых еще нет никаких запретных тем. Вот вам еще одна причина для того, чтобы начинать такие беседы как можно раньше.

Наша задача как родителей — научить своих детей понимать, что происходит или уже произошло что-то неправильное.

Нужно, чтобы у детей был нюх на «плохие» ситуации. Нужно научить их доверять своей интуиции, если они чувствуют, что с этим человеком или ситуацией, в которой они находятся, что-то не так. И, наконец, мы должны так построить свои отношения с детьми, чтобы с любыми проблемами и подозрениями они пришли именно к нам.

В чем разница между «хорошо» и «плохо»?

Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные места, необходимо научить их разнице между «хорошими» и «плохими» прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать «нет» недостойным прикосновениям.

Трех-четырехлетним детям необходимо внушить, что их гениталии — интимная часть их тела. Помогите им осознать, что, если они не хотят, чтобы к ним прикасались взрослые, они должны сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: «Это нехорошо. Отпустите меня!» или «Не трогайте здесь — это мои интимные места!»

«Хорошие» прикосновения: обнять, когда этого хочет ребенок. Подержаться за руки. Нежно обнять ребенка за плечи. Нежно поцеловать в щеку перед сном.  Покачать или подержать на руках маленьких детей

«Плохие» прикосновения: объятие слишком крепкое и долгое. Непрошеный поцелуй. Щекотать ребенка после его просьбы «перестаньте!»  Прикосновения взрослого к интимным местам. Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его.  

Как определить незнакомца

Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до пяти лет: незнакомец — это тот, кого мы не знаем. Вы слышите, как спокойно и не тревожаще это звучит? Ваша цель, начиная с подготовительного к школе класса, — научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже вы научите ребенка отличать знакомых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, «кто есть кто» в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.

Ребенок должен знать информацию о себе

Понятно, как важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера. Как только он выучит эту информацию, помогите ему «вызубрить» ее как следует. Зачем? Потому что зубрежка поможет ему вспомнить информацию в том случае, когда он попал в беду. Если кто-то спросит у ребенка его фамилию, адрес или телефонный номер, то, даже когда он расстроен или испуган, он все же сможет вспомнить их. Обязательно внушите вашему ребенку, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру, пожарному или телефонистке на коммутаторе.

Кстати, если ваш ребенок выучил свою идентифицирующую информацию, но слишком робок, чтобы сказать ее кому-либо кроме вас, это значит, что пока еще он не может помочь людям, желающим выручить его из беды. Из этого вы должны заключить, что он весьма рискует в том случае, если потеряется, и поэтому необходимо внимательно приглядывать за ним, как и за детьми, неспособными запомнить информацию о себе.  

Безопасность дошкольника

Позвонить 112.

Попросите вашего дошкольника показать вам, как он умеет набирать номер 112. Затем поговорите с ним о том, что можно считать ситуацией, когда звонок в службу спасения необходим. Конечно, нет полной гарантии, что ваш дошкольник сможет вызвать помощь в случае настоящей беды, но вы можете увеличить шансы на успех, регулярно упражняясь с ним.

Вмешаться, чтобы защитить

В этом возрасте дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита со стороны взрослого — быть рядом с ребенком и активно устанавливать границы, которые он, возможно, не может еще определять сам.

Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.

Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами. Научите их, что слова лучше объятий и поцелуев. Также научите их, что незнакомые им взрослые, например официанты, продавцы магазинов или посыльные, тоже должны пользоваться словами, а не обнимать их и целовать. На этой стадии вы можете установить простое правило: физически приласкать вашего ребенка могут лишь несколько главных в его жизни людей.

Мы не можем предотвратить все плохое, что может случиться с нашими детьми, но мы можем объяснить им, где и как искать защиты в случае чего. Мы можем научить их осознавать, что их тело принадлежит только им. Мы можем привить им чувство уверенности и научить их не бояться говорить о том, что кто-то нарушает их границы.

Это немного, да, но это жизненно важно для наших детей. И они, безусловно, заслуживают того, чтобы мы сделали это для них.