Полезные материалы по исследовательской деятельности

Буклет-памятка по работе над исследовательским проектом в учреждении дошкольного образования

 

ПАМЯТКА

по работе над исследовательским проектом в учреждении дошкольного образования

(для методистов, воспитателей)

 

г. Витебск, 2018

           

     

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы воспитанника.

       Среди возможных средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста особого внимания заслуживает познавательно-исследовательская деятельность.

       Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

      Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.

 

Для успешных занятий исследовательской деятельностью необходимы условия:

*желание самого ребёнка;

*благоприятная среда;

*грамотный доброжелательный помощник-взрослый (воспитатель, родитель).

 

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  • «инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования);
  • выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);
  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);
  • определить последовательность проведения исследования;
  • сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
  • доклад (защитить перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы);
  • обсуждение итогов завершенной работы

ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 

*Покажите пример детям в своём стремлении к новому, неизвестному, в стремлении решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

*Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям.

*Постарайтесь ответить на все их вопросы.

*Помогите детям осваивать новые знания, но не старайтесь всё сделать за них.

*Меньше наставлений, прямых инструкций.

*Поддерживайте инициативу.

*Постарайтесь поддержать, если что-то не получается.

*Учите доводить дело до конца.

КАК РАБОТАТЬ С РЕБЁНКОМ:

- Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей.

- Записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбцы или помочь ребенку зарисовать.

- Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

- От взрослого может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

- Помочь спланировать работу с учетом занятости ребёнка.

- Помочь ребёнку в поиске источников дополнительной информации по теме исследования.

- По результатам выполнения работы готовится публичная презентация. На этом этапе желательно прорепетировать выступление, снять волнение с ребёнка перед выступлением.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими, такими, как книги, фильмы, Интернет. Главное слово для педагога «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Желаем Вам успехов!

 

 

Отдел по образованию

администрации Первомайского района г. Витебска

 

Творческая группа педагогов

государственного учреждения образования «Ясли-сад №76

г. Витебска»

e-mail: du76@pervroo-vitebsk.gov.by

сайт: du76.pervroo-vitebsk.gov.by

Просмотреть и скачать буклет-памятку можно здесь, перейдя по данной ссылке (тип файла: docx, размер: 240 КБ).

свернуть